Главная>>Дети и семья>>Уход за ребёнком>>Первый месяц жизни ребёнка
Ребёнок в первый месяц жизни. Уход за новорождённым
Что должен уметь новорождённый ребёнок?
На вопрос: "что должен уметь новорождённый", многие ответят: "Да ничего не должен и ничего не умеет". Однако, это не так. Ребёнок в первый месяц жизни уже не так прост и не так беспомощен. Новорождённый учится очень быстро и всему на свете. Основные показатели физического развития - это длина тела и масса. В первую неделю жизни масса тела малыша снижается, но затем она начинает быстро расти. И за три последующих недели она увеличивается, в среднем, на 600г, а длина тела - на 3см.
Благодаря уникальному строению мозга, малыш в большой степени свободен от инстинктов и у него очень сильно выражена способность к обучению, к познанию окружающего мира и приобретению собственного жизненного опыта. В будущем, его приобретения и определят интеллект ребёнка, его психику, характер, чувства и его отношение к окружающим людям, а также к работе и самому себе.
Если вы сомневаетесь в том, что новорождённый ребёнок что-то умеет - то обратите внимание, при ярком свете малыш моментально закрывает глаза. Малыш уже "осознаёт", что глаза нужно беречь от яркого света. Если издать резкий, громкий звук, например, сильно хлопнуть в ладоши, то ребёнок вздрогнет и раскинет руки в стороны, как будто хочет схватить вас в минуту опасности.
Также, новорождённый ребёнок умеет добывать и усваивать пищу, может сигнализировать маме о боли, о голоде и холоде и умеет, правда ещё беспорядочно шевелить ручками и ножками. Но эти движения для малыша играют огромную роль. Они улучшают его кровообращение и, как следствие, тренируют его лёгкие и сердечно-сосудистую систему. А также, благодаря этим движениям, он учится владеть своим телом. А ещё дети в первый месяц жизни умеют чихать, пачкать штанишки, различать звуки, отличать вкус пищи (например, кислое от сладкого). И ещё у них имеется, поистине, гигантский потенциал к обучению.
Конечно, дети беспомощны при рождении. Но малыш не рождается избалованным ребёнком, не рождается ни изнеженным, ни самовлюблённым эгоистом. Таким он становится в результате воспитания ребёнка в семье. И воспитание начинается с момента рождения. Говоря о значении и роли материнской любви для правильного психического развития малыша нужно уметь разграничивать такие понятия, как любовь и ласка. Любовь к ребёнку может быть безграничной. Но ласка не должна быть чрезмерной и безграничной.
А если ребёнок с первого месяца жизни, будет совершать все свои шаги, прилагая к этому некоторые усилия, с небольшой и ненавязчивой помощью взрослых, то у него будет гораздо больше возможностей приобрести полезные для себя качества. Например, упорство и желание достигнуть какой-либо цели.
Воспитание и уход за новорождённым ребёнком. Чему можно научить малыша?
При уходе за новорождённым ребёнком уже нужно задуматься о его правильном воспитании. Правильное воспитание... Не рано ли говорить о воспитании? Чему можно научить ребёнка в 3-4 недели? Нет, не рано. В этот период ребёнок учится управлять своими органами чувств. Он учится слушать, различать звуки, смотреть различать цвет форму, различать запах и вкус. Если ребёнок голодный или не выспался, то учится всему этому ему гораздо сложнее. Поэтому соблюдение рёжима сна, бодрствования и кормления и является уходом за новорождённым ребёнком и, своего рода, первым его воспитанием. И эти режимы - вовсе не выдумки врачей, а необходимая составляющая для роста здорового и дисциплинированного ребёнка.
Ужу с самого рождения к ребёнку применимы такие понятия, как "закалённый" организм и "незакалённый". Если ребёнка хотя бы несколько дней продержать в комнате с температурой 25°С, и выше, то зашитные функции организма, ответственные за терморегуляцию выключаются, они оказываются попросту ненужными. В самом деле, зачем организму включать терморегуляцию, если ребёнку постоянно тепло. И, в этом случае, любое незначительное охлаждение или лёгкий сквозняк могут простудить ребёнка. Этот момент родителям тоже надо иметь ввиду.
Ухаживая за новорождённым ребёнком, молодой маме необходимо также знать следующий момент. Чтобы "добыть" молоко из материнской груди, ребёнку нужно немало потрудиться и приложить усилие для этого. В этот момент можно видеть, что ему трудно, он может даже вспотеть и получается, что он добывает молоко буквально "в поте лица". Но, в том случае, когда ребёнок получает недостаточно материнского молока и его докармливают из бутылочки. А из бутылочки молоко пить куда легче, чем высасывать его из груди, достаточно лишь слегка нажать на соску губами. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что малыш быстро привыкает к соске и наотрез отказывается от груди, требуя бутылочку.
Конечно, нельзя утверждать, что именно отказ от груди порождает развитие лени в ребёнке. Но, тем не менее, ребёнок предпочитает добывать пищу более лёгким путём из бутылочки, а не из груди. И этот факт отрицать нельзя, поэтому, стоит об этом подумать и иметь это в виду.
В первые месяцы жизни ребёнок постигает первые закономерности взаимодействия с миром. И нет ничего удивительного, что для одного ребёнка укладывание спать означает сон. И ничего более. А для другого - это качание на руках, песнопения и т.п. И если родители захотят изменить привычки ребёнка, то он окажет активное сопротивление этому, и криком будет пытаться вернуть сложившееся положение вещей. И кричать он может очень долго, вынуждая, то отца то мать, брать ребёнка на руки или пытаться дать ребёнку соску.
Большую роль в развитии новорождённого ребёнка играет приток различной информации из окружающей среды. У психологов и педиатров существует такое понятие, как "сенсорный голод". Это есть не что иное, как недостаток зрительных образов, звуков и других внешних впечатлений. И "сенсорный голод" тормозит развитие новорождённого ребёнка. Отсутствие внешних воздействий не даёт развиться связям между отдельными органами чувств. Например, если малыш слышит звук, то он поворачивает глаза в ту же сторону, откуда исходит звук. И, наоборот, когда загорается яркий свет, он вызывает у ребёнка слуховое сосредоточение. Так и возникает у ребёнка система связи его органов чувств с окружающим миром. И возникает она, только если на него действуют внешние раздражители - свет, звук, запах и т.д.
А к концу первого года жизни ребёнка поток информации, которую он получает - просто огромен. И эта информация ему необходима. Без неё ребёнок не познает, в должной степени, окружающий мир и далее не сможет быть любопытным и вездесущим, каким должен быть ребёнок.
В первые недели жизни ребёнок почти всё время спит, но это не значит, что у него нет времени для знакомства с миром. С каждой неделей свободное ото сна время будет возрастать и в это время нужно учить ребёнка управлять своими органами чувств.
Свет ребёнок умеет воспринимать с рождения. Но вот различать цвет и форму предметов, определять расстояние надо ещё учиться. Для него это ещё сложно сделать, он не способен задерживать взгляд на предметах надолго, а вещи не выразительные по цвету не вызывают у него интереса. Следовательно, нужно подобрать ему соответствующую игрушку и не просто повесить над кроватью, а перемещать от ребёнка на расстоянии 50-70 см от лица. При таких занятиях ребёнок уже через 10 дней сможет следить за передвигающимся предметом. Через две недели можно останавливать движущуюся игрушку, чтобы ребёнок учился концентрировать взгляд на предмете.
Если не проводить с ребёнком занятий, то он будет долгое время смотреть, например, на лампочку или в окно. Это может стать причиной деформации черепа у ребёнка или выработать у малыша инертность, которая может стать, в последующем, чертой его характера и определить дальнейшее развитие.
Для развития слуха в первый месяц жизни ребёнка, можно использовать погремушки. Ребёнок будет слушать звук и следить за погремушкой. Так у него будет развиваться взаимодействие органов слуха и зрения. Полезно разговаривать с новорождённым ребёнком, это способствует развитию тонкого звукового восприятия и помогает ребёнку впоследствии быстрее начать разговаривать.
Итак, первый месяц жизни даёт малышу много знаний, значительно усложняет его чувства и подготавливает к разносторонней деятельности, которая откроется ему на следующих этапах, после того, как он научится ходить и говорить. И уход за новорождённым ребёнком - важная и ответственная часть жизни и самого ребёнка и его родителей.
Рекомендуем также посмотреть статьи:
Здесь Вы можете оставить комментарий: