Главная>>Дети и семья>>Дошкольники>>Агрессивный ребёнок
Агрессивное поведение ребёнка. Воспитание агрессивных детей
Часто родители дома и воспитатели в детском саду отмечают изменение поведения малыша и часто жалуются на агрессивное поведение ребёнка. Нередко можно слышать фразы, наподобие таких: "Раньше был такой послушный, а сейчас стал таким капризным и упрямым ребёнком. Не слушается, дерётся с другими детьми".
Почти во всех случаях эти жалобы вполне обоснованы. Во всех группах детского сада есть один-два агрессивных ребёнка, которые доставляют немало хлопот и родителям и воспитателям.
Причины и последствия детской агрессии
Откуда, всё-таки берутся агрессивные дети, каковы причины и последствия детской агрессии и в каком возрасте она появляется?
У ребёнка в первый год жизни осознанной агрессии ещё не наблюдается. Если даже ребёнок причинил боль взрослому или другому ребёнку, то в этом возрасте он делает это не умышленно, не осознавая, что причиняет боль. Чаще всего, происходит это случайно.
Однако, у ребёнка уже на втором году жизни агрессия может приобретать направленный характер после того, как он научится ходить и станет исследовать окружающий мир, стремясь везде всё посмотреть и потрогать. Подобное стремление к самостоятельности и активирует собственное "Я" у малыша и желание сделать что-то самостоятельно.
И уже на третьем году жизни ребёнка родители часто не знают, что делать с капризным и упрямым ребёнком. Своё мнение дети выражают по-разному. Одни капризничают или упрямятся, другие плачут, третьи кричат, есть и такие дети, которые закатывают истерику, лёжа на полу и стуча руками и ногами об пол. Конечно, подобное поведение в отдельных случаях встречается у многих детей, но входит оно в привычку, к счастью, довольно редко.
Как правильно родителям реагировать в таких случаях? Самым хорошим методом является так называемый отвлекающий манёвр, когда взрослый отвлекает малыша чем-либо, направляет его действия в другом направлении. Самое неэффективное средство - это строгие и категоричные запреты. Оправданы они, могут быть только в том случае, если поведение ребёнка представляет опасность для него самого или для окружающих детей.
Часто неоправданно строгие запреты приводят к обратным последствиям. Если ребёнку ничего не предлагают взамен того, что он требует, а лишь противопоставляют строгое "нет", он чувствует себя ущемлённым. Часто дети отстаивают свои права, когда родители, наоборот, принуждают их что-то делать. В большинстве случаев, это происходит в молодых семьях, где или неопытные, или чересчур строгие родители слишком сильно ограничивают ребёнка.
Слишком раннее приучение ребёнка к горшку, насильное кормление в больших объёмах, одевание шерстяных вещей, которые колят кожу ребёнка, всё это способствует появлению протестов у малыша. Сюда же относятся ситуации, когда родители решают, что не нужно давать ребёнку соску и активно борются с этим и с другими "вредными привычками".
Описанное выше поведение ребёнка ещё не характеризует его как агрессивного, в большинстве случаев подобные ситуации описывают единичные моменты в поведении, но предпосылки к агрессивному поведению ребёнка закладываются именно так.Если проявление агрессии в поведении ребёнка совпадает с тем моментом, когда ребёнок идёт в детский сад, то они должны стать тревожными нотками для родителей.
Нередки случаи, когда общительный, доброжелательный и активный ребёнок, который рос до 3-3,5 лет с мамой и бабушкой идёт в детский садик и там его поведение меняется на противоположное. Сначала он рад обществу других людей, легко прошёл период адаптации к садику, был расположен к детям и стремился играть с ними, делился с ними игрушками.Однако, если опыта общения с другими детьми своего возраста у ребёнка нет, то такой ребёнок часто становится изолированным от компании.
Попытки ребёнка сблизиться с другими детьми не приводят к успеху. Дети не принимают ребёнка в свои игры, смеются над ним и забирают игрушки. Такое положение вещей и становится причиной детской агрессии. Через несколько месяцев поведение добродушного и общительного ребёнка резко меняется. Он стал агрессивным ребёнком, дерётся с другими детьми, рвёт их рисунки, забирает игрушки, не подчиняется воспитателям и родителям. Подобное поведение у ребёнка наблюдается и дома. Последствием подобной детской агрессии, в большинстве случаев, становится перевод ребёнка в другую группу. Но и в ней ему предстоит налаживать отношения, и нет гарантии, что в новом коллективе причин для детской агрессии у него не будет.
Исходя из этого примера видно, насколько важно для психического развития младшего дошкольника общение и совместные игры со сверстниками. Уже в 5 лет ребёнок стремиться к общению со сверстниками, дорожит местом в их компании, и стремиться занять своё положение в их обществе. Причём, для разных детей достаточно разного положения в группе. Одни хотят быть лидерами, другие не стремятся к лидерству, им достаточно просто участвовать в совместных играх, третьим достаточно просто неигрового общения со сверстниками.
Положение ребёнка в группе определяется несколькими факторами, причём эти показатели меняются, в зависимости от возраста ребёнка. К ним относятся и интеллектуальное развитие, и физические показатели (сила, ловкость), развитие речи у детей и даже внешность, в том числе, красивая одежда. Но, всё-таки, решающим фактором становится то, насколько хорошо ребёнок овладел навыками коллективных сюжетно-ролевых игр. Если он умеет придумать, организовать игру и распределить в ней роли между участниками, подобрать необходимые предметы и заинтересовать других детей, то он всегда будет занимать хорошее положение среди сверстников.
Даже в самых благополучных семьях не всегда родители могут привить ребёнку навыки игрового общения. Это просто невозможно без общения ребёнка с другими людьми. Даже если у ребёнка хорошее поведение, и он его усваивает от своих родителей, бабушек и дедушек, то в группе детей такое поведение вряд ли будет пользоваться успехом. Родители не в состоянии дать ребёнку такое общение, которое ему может дать другой ребёнок-сверстник.
Также отклонения в поведении могут закладываться родителями, когда они обучают ребёнка играм и не учитывают его половозрастных особенностей. Например, мама учит играть сына в куклы, а папа дочку учит воевать. Также не стоит делать упор на логические и интеллектуальные игры типа шахмат, головоломок и т.п. Основной упор, при воспитании ребёнка 3-4 лет, следует делать на сюжетно-ролевые игры.
Конечно, не все причины, являющиеся психотравмирующими, можно устранить. К примеру, если в семье родился второй малыш и старший ребёнок начал ревновать к младшему это сделать бывает трудно. В этом случае старший ребёнок страдает не от того факта, что появился второй ребёнок, а оттого, что мама переключилась полностью на второго малыша и старший чувствует себя нелюбимым ребёнком в семье. Ведь раньше, когда он был единственным ребёнком в семье, мамино и папино внимание было сосредоточено только на нём. В результате, ребёнок становится агрессивным и проявляет свою детскую агрессию по отношению к младшему брату или сестре.
В раннем возрасте всякое действие ребёнка очень быстро становятся для него привычными. И чтобы оно закрепилось, достаточно одного - двух раз его повторить. Поэтому не стоит удивляться тому, что пару раз дали ребёнку поблажки в чём-либо и потом он начинает требовать это снова и снова, вступая в семейный конфликт с родителями. Следовательно, гораздо проще устранить причины способствующие появлению детской агрессии, чем пытаться перевоспитать агрессивного ребёнка. В нередких случаях перевоспитать ребёнка родителям не удаётся и тогда необходима помощь детского психиатра или психоневролога.
Если родители занимаются воспитанием своих детей в семье, контролируют их поведение и предупреждают капризы и упрямство, организуют интересные совместные игры с участием других детей, то они тем самым искореняют множество причин детской агрессии и практически исключают вероятность того, что их ребёнок станет агрессивным.
Рекомендуем также посмотреть статьи:
Здесь Вы можете оставить комментарий: