Главная>>Дети и семья>>Школьники и подростки>>Самоконтроль школьников

Формирование самоконтроля и самоценки у младших школьников

  Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться. Самоконтроль у школьника - это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие. А самооценка у школьника - это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.

Исходя из этого, эти два понятия тесно переплетаются друг с другом и формируются контроль и самооценка у младших школьников также совместно. И очень многие родители недооценивают роль этих качеств в обучении ребёнка, взрослые, в основном, озабочены вопросами "Как заставить ребёнка учиться" или "Как заставить ребёнка делать уроки". А, в результате, часто возникают следующие ситуации: ученица 2-го класса, отличница принесла из школы тройку за плохо выученное стихотворение. Когда папа спросил у неё, почему она получила тройку, ведь она умная девочка и может учиться лучше, то она ответила: "Это мама виновата". Естественно, её наказали, папа заставил её извиниться, а она отца всё-таки побаивается. Но всё равно, мнения не изменила. И при повторном вопросе: "Кто виноват в плохой отметке", ответила: "Всё-таки, мама".

При этом, сама мама приходит в негодование, начинает рассуждать, о том, какая неблагодарная у неё дочка. Что мама старается для неё, каждый день усаживает девочку за уроки, иначе она сама не сядет и проверяет уроки, иначе дочка неправильно их сделает. И стих мама у школьницы проверяла, несколько раз отправляла переучивать, пока, наконец, не решила, что девочка его выучила.

Исходя из вышеизложенного, становится понятна причина семейного конфликта и ясно, почему девочка винит маму в своей тройке. Во-первых, каждый день мама заставляет дочку делать уроки, иначе она сама не сядет. Т.е. функция самоконтроля у девочки не работает, потому что не сформирована и за неё эту функцию выполняет мама. Нет, конечно, девочка понимает, что ей надо делать уроки каждый день, но этими соображениями не руководствуется в своём поведении. Всё-таки, для ребёнка в 6-7 лет это ещё тяжело делать самостоятельно.

Кроме того, мама проверяет у неё постоянно домашнюю работу и письменную, и устную. И мама решает, насколько хорошо они сделаны. Т.е. функция самооценки оказывается несформированной у школьницы. За неё и эту функцию выполняет мама. Перед девочкой даже не ставится вопрос, хорошо ли она знает стих. Если мама сказала, что стих выучен хорошо, значит, так оно и есть. И когда учительница ставит девочке тройку, то для ребёнка - это как гром среди ясного неба. Естественно, девочка считает маму виноватой в своей тройке. Хотя, возможен ещё один вариант, когда ребёнок считает, что мама всегда права. В таком случае, она считает, что учительница её не любит и занижает ей оценки.

Так и получается, если ребёнок что-то не сделал, то виновата мама, потому что не заставила это сделать. А если школьник что-то забыл взять в школу, то это из-за бабушки, потому что бабушка собирала портфель. Приведённый пример ясно показывает, насколько важно сформировать у младшего школьника самоконтроль и самооценку. Причём, именно сформировать. Школьник в 1-ом классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.

Распространённая ошибка школьников заключается следующем, чтобы запомнить, к примеру, правило, он открывает учебник, читает его 5-6 раз и посчитав, что выучил материал, закрыл учебник. При этом, он не пытается его повторить, чтобы проверить себя. Зачем, если он всё помнил, когда читал. Это говорит о несформированности самоконтроля у младшего школьника. Он не умеет оценить, выучил он его или нет. Наверняка, если спросить его, то ответит он неверно. Кроме того, читая правило, ребёнок может упустить какое-нибудь слово или заменить его другим. И от этого весь смысл поменяется. Т.е. он чувствует близость к оригиналу, но то, что допустил ошибку в заучивании, сам обнаружить не в состоянии. Это говорит о том, что самооценка у школьника также не сформирована. Он не смог оценить, правильно ли он выучил материал или нет.

Очень часто школьник убеждён в том, что он "всё знает" и "всё запомнил" на основании того, что на уроке учитель всё хорошо объяснил. А если ученик ещё участвовал в обсуждении материала на уроке и заслужил одобрение учителя, то это лишний раз заставляет ученика думать, что он всё знает, потому что всё понял. Придя домой, школьник не учит уроков, потому что и так всё понял. Но понять и запомнить - это не одно и то же. Он понял, но вряд ли всё запомнил. И при проверке его знаний оказывается, что он не рассказал значительную часть материала, потому что понадеялся на свою память и не открыл дома учебник. Понимание ещё не гарантирует полного усвоения и запоминания материала. Не зря в русском народе есть пословица: "Повторенье - мать ученья".

Отсутствие контроля за собой приводит к тому, что ребёнок не способен понять причину своих трудностей в учёбе, он не догадывается, почему у него плохие оценки в школе. Он может просто констатировать факты: "У меня плохая память" или "Я не умею решать задачи". Если таких неудач очень много, то становится ясным, почему некоторые дети не хотят учиться.

Необходимость сформировать самоконтроль и самооценку у младших школьников не вызывает сомнения. Но как это лучше всего сделать? Если речь идёт о начальных классах, то необходимо довести до ребёнка, что только многократное повторение материала (родителям, товарищам и, прежде всего, себе) способствует его запоминанию. Т.е. нужно продемонстрировать контролирующую функцию, которую несёт в себе повторение материала.

Также необходимо сравнивать свой результат с оригиналом. Если это стих или правило - то, повторяя, сравнивать его с текстом в книге. Если это написание букв - то сравнивать их с буквами в прописи. Это поможет повысить самооценку у школьника.

Учителя в школе также обучают детей контролировать себя. Они учат их делать проверку арифметических действий (например, деление проверяют умножением), а при оценке решения задач сравнивать свой ответ с ответом в учебнике. Эти приёмы способны повысить самоконтроль у ребёнка.

Чем раньше осознает младший школьник необходимость формирования самооценки и самоконтроля, тем лучше. Многие родители делают большую ошибку, когда полностью берут эти функции в свои руки и удерживают их, как можно дольше. Конечно, в первое время помощь ребёнку необходима. Но оказывая её, нужно осознавать, что нужно обучить постепенно этому самого ребёнка. Иначе, ребёнок перестаёт чувствовать ответственность за плохие оценки.

Получается, что ребёнок не чувствует вины за плохо выполненное задание: "Ну и ладно, что учительница поставила тройку. Зато мама его проверила и осталась довольна". Если он что-то забыл дома, то также не чувствует вины. Действительно, при чём тут он, если портфель собирала бабушка.

Помочь младшему школьнику в формировании самоконтроля и самооценки с первых дней обучения, показать, что это такое и для чего он нужен, а также, постепенно обучить этому самого ребёнка - вот важная семейная обязанность родителей этого ребёнка в первые годы обучения в школе.


Нравится

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Здесь Вы можете оставить комментарий: